ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальные вопросы изучения обществознания
Общая характеристика
Настоящая рабочая программа элективного курса по обществознанию для 11
класса составлена на основе авторской программы элективного курса по
обществознанию для 10 — 11 классов Волковой Т.П. «Актуальные вопросы
обществознания: подготовка к ЕГЭ», разработанной с учетом требований,
предъявляемыхквыпускникамсреднейобщеобразовательнойшколы,мотивированны
хнасдачуЕГЭи поступление в ВУЗ.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые
сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку
предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в
ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной,
экономической, педагогической, культурной и др.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА
актуализировать у учащихся темы, вызывающие наибольшие трудности
содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого
уровня теоретического обобщения;
формировать метапредметные умения учащихся, в контексте обществоведческой
подготовки: при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической
информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,
раскрытии смысла афористичного высказывания.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программарассчитанадляработысобучающимися11классов,возраста1618лет.Программа
рассчитанана1часвнеделю,34часавгоду.Занятияпроводятсявсоответствиистребовани
ями СанПина, после динамической паузы. Продолжительность занятия не более 45
минут. Срок реализации программы 1год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальные вопросы изучения обществознания
11 КЛАСС
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию:
структура и содержание экзаменационной работы (3 ч).
ЕГЭ
и
стандарты
обществоведческого
образования.
Кодификатор.
Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной
работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни
сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и
заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).
1Содержательныелинии«Общество,Духовнаяжизньобщества»: ключевые
понятия и трудные вопросы (9 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение
общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие
общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого
человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь.
Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его
формы,
основные
направления.Наука.Социальнаяиличностнаязначимостьобразования.Религия.Рольрели
гиивжизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции
духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание
признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного
прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия
(понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная
жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренингповыполнениюзаданийданныхсодержательныхлиний
2.2Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях
«Человек. Познание» (8 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл
жизни
человека.
Самореализация.
Индивид,
индивидуальность,личность.Социализацияиндивида.Свободаиответственностьличност
и.Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины.
1.
Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их
классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность,
личность.
Деятельность
человека(определениезначенияпонятийиихконтекстноеиспользование,анализпримеров
иситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация
личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных
задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ, научной
информации).
Тренингповыполнениюзаданийподаннымсодержательнымлиниям.
2.3«Социальныеотношения»:обзоросновныхпозиций,сложныевопросы(8ч).
Основныепозиции.Социальноевзаимодействиеиобщественныеотношения.Социал
ьные
группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и
социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и
брак
как
социальные
институты.
Демографическая
и
семейнаяполитикавРФ.Молодежькаксоциальнаягруппа.Этническиеобщности.Межнац
иональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в
современной России.
Моделизаданийпосодержательнойлинииитренингповыполнениюзаданий.
2.4Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера
жизни общества» (4 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука.
Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные
формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание
собственности.
Экономические
системы.
Рыночныймеханизм.Многообразиерынков.Измерители
экономической
деятельности.ПонятиеВВП.
Экономическийростиразвитие.Разделениетрудаиспециализация.Значениеспециал
изациииобмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции,
облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые
институты. Инфляция.
Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная
финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика
производителя. - Производство, производительность труда. Издержки, выручка,
прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Моделизаданийитренингповыполнениюзаданийданнойсодержательнойлинии.
3. Резерв(2ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень)
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданскоговоспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
осознаниесвоихконституционныхправиобязанностей,уважениезак
онаиправопорядка;
принятиетрадиционныхнациональных,общечеловеческихгуманист
ическихи демократических ценностей; уважение ценностей иных
культур, конфессий;
готовностьпротивостоятьидеологииэкстремизма,национализма,ксе
нофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении школы и
детско-юношеских организаций;
умениевзаимодействоватьссоциальнымиинститутамивсоответств
иисихфункциямии назначением;
готовностькгуманитарнойиволонтерскойдеятельности.
Патриотическоговоспитания:
сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
ценностное отношение к государственным символам,
историческомуи природномунаследию, памятникам, традициям
народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственноговоспитания:
осознаниедуховныхценностейроссийскогонарода;
сформированностьнравственногосознания,этическогоповедения;
способностьоцениватьситуациюиприниматьосознанныерешения,орие
нтируясьна морально-нравственные нормы и ценности;
осознаниеличноговкладавпостроениеустойчивого будущего;
ответственноеотношениексвоимродителям,созданиюсемьинаосновео
сознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
Эстетическоговоспитания:
эстетическоеотношениекмиру,включаяэстетикубыта,научногоите
хническоготворчества, спорта, труда, общественных отношений;
способностьвосприниматьразличныевидыискусства,традицииитв
орчествосвоегоидругих народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремлениепроявлятькачестватворческойличности.
Физическоговоспитания:
сформированностьздоровогоибезопасногообразажизни,ответстве
нногоотношенияксвоему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активноенеприятиевредныхпривычекииныхформпричинениявред
афизическомуипсихическому здоровью.
Трудовоговоспитания:
готовностьктруду,осознаниеценностимастерства,трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерескразличнымсферампрофессиональнойдеятельности,умени
есовершатьосознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к
эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к
учету общественных потребностей при предстоящем выборе
сферы деятельности;
готовностьиспособностькобразованиюисамообразованиюнапротя
жениижизни.
Экологическоговоспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширениеопытадеятельностиэкологическойнаправленности.
Ценностинаучногопознания:
сформированностьмировоззрения,соответствующегосовременном
ууровнюразвитиянауки, включая социальные науки, и
общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном
мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению
на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин.
Впроцесседостиженияличностныхрезультатовосвоенияобучающимисяп
рограммысреднего общего образования (на базовом уровне) у них
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития
собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в
межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
приниматьответственность засвое
поведение,способностьадаптироватьсякэмоциональнымизменени
ямипроявлятьгибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
готовностьиспособностьовладеватьновымисоциальнымипрактика
ми,осваиватьтипичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметныерезультатыосвоенияпрограммысреднегообщегообразов
анияпопредмету
«Обществознание»(базовый уровень)должныотражать:
1.Овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями
Базовыелогическиедействия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливатьсущественныйпризнакилиоснованиядлясравнения,
классификациии обобщения социальных объектов, явлений и
процессов;
определятьцелипознавательнойдеятельности,задаватьпараметрыик
ритерииих достижения;
выявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхсоциал
ьныхявленияхи процессах;
вноситькоррективывдеятельность(сучетомразныхвидовдеятельно
сти),оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
координироватьивыполнятьработувусловияхреального,виртуальн
огоикомбинированного взаимодействия;
развиватькреативноемышлениеприрешениижизненныхпроблем,в
томчислеучебно-познавательных.
Базовыеисследовательскиедействия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыки разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов социального познания;
формироватьнаучныйтипмышления,применятьнаучнуютерминол
огию,ключевыепонятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализироватьрезультаты,полученныевходерешениязадачи,крити
ческиоцениватьих достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценкуновым ситуациям, возникающим в процессе
познания социальных объектов, в социальных отношениях;
оценивать приобретенный опыт;
уметьпереноситьзнанияобобщественныхобъектах,явленияхипроц
ессахвпознавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметьинтегрироватьзнанияизразныхпредметныхобластей;
выдвигатьновыеидеи,предлагатьоригинальныеподходыи
решения;
ставитьпроблемыизадачи,допускающиеальтернативныерешения.
Работасинформацией:
владеть навыками получения социальной информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
оцениватьдостоверность,легитимностьинформацииразличныхвид
овиформпредставления (в том числе полученной из интернет
источников), ее соответствие правовым и морально- этическим
нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований
эргономики,техникибезопасности,гигиены,ресурсосбережения,пр
авовыхиэтическихнорм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
2.Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями
Общение:
осуществлятькоммуникациивовсехсферах жизни;
распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциа
льныхзнаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развернутоилогичноизлагатьсвоюточкузрениясиспользованиемязыко
выхсредств.
Совместнаядеятельность:
пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуально
йработы;
выбиратьтематикуиметодысовместныхдействийсучетомобщихин
тересовивозможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оцениватькачествосвоеговкладаивкладакаждогоучастникакоманд
ывобщийрезультатпо разработанным критериям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные
проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
3.Овладениеуниверсальнымирегулятивными действиями
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и в жизненных
ситуациях;
самостоятельносоставлятьпланрешенияпроблемысучетомимеющ
ихсяресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
даватьоценкуновымситуациям,возникающимвпознавательнойипра
ктической деятельности, в межличностных отношениях;
расширятьрамки
учебногопредметанаосновеличныхпредпочтений;
делатьосознанныйвыборстратегийповедения,решенийприналичии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать
ответственность за принятое решение;
оцениватьприобретенныйопыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
даватьоценкуновымситуациям,вноситькоррективывдеятельность,
оцениватьсоответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
уметьоцениватьрискиисвоевременноприниматьрешенияпоихсниж
ению;
приниматьмотивыиаргументыдругихприанализерезультатовдеяте
льности.
Принятиесебяидругих:
приниматьсебя,понимаясвоинедостаткии достоинства;
приниматьмотивыиаргументыдругихприанализерезультатовдеятельн
ости;
признаватьсвоеправоиправодругих наошибки;
развиватьспособностьпониматьмирспозициидругого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Владеть знаниями осоциальной структуре общества, критериях
социальной стратификации; формах и факторах социальной
мобильности в современном обществе, о семье как социальном
институте,возрастанииролисемейныхценностей;направленияхсоциально
йполитикивРоссийской Федерации, в том числе в области поддержки
семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях
государственной
политикиРоссийскойФедерации;конституционномстатусеиполномочияхорга
новгосударственной власти;
обэкономикекакнаукеихозяйстве,ролигосударствавэкономике,втомчисле
государственной
политике
поддержки
малого
бизнеса
и
предпринимательства, конкуренции и импортозамещения, особенностях
рыночных отношений в современной экономике; роли государственного
бюджета
в
реализацииполномочийоргановгосударственнойвласти,механизмахпринятияб
юджетныхрешений; особенностях профессиональной деятельности в
экономической и финансовой сферах.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности,
прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости,
коллективизма, исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры
России и традиций народов России, общественной стабильности и
целостности государства на примерах разделов «Социальная сфера»,
«Политическая сфера», «Экономическая жизнь общества».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных
понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний, включая понятия:
социальные
общности,социальныегруппыиотношениямеждуними,социальнаястрати
фикация,социальное
неравенство,социальныйстатус,социальнаяроль,социальнаямобильность,
семьяибрак,этнические общности, нация, социальные нормы, социальный
контроль и самоконтроль, социальный конфликт, политическая власть,
политический институт, политические отношения, политическая система,
государство,
национальная
безопасность,
политическая
культура,
политическая
элита,
политическое
лидерство,политическийпроцесс,экономическаясистема,экономическийрост,э
кономическийцикл,
ограниченностьресурсов,общественныеблага,валовойвнутреннийпродукт,фак
торыдолгосрочного экономического роста; механизмы государственного
регулирования экономики, международное разделение труда;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе:
власть, социальная справедливость, социальный институт; определять
различные смыслы многозначных понятий, в том числе: общество, личность,
свобода, культура, экономика, собственность;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных
критериев используемые в социальных науках понятия и термины,
отражающие социальные явления и процессы, в том числе: социальные
общности и группы; виды социальной мобильности; типы семьи; социальные
нормы;
социальныеконфликты;формысоциальныхдевиаций;видымиграционныхпроц
ессоввсовременном
мире;видыналоговыхсистем,издержекпроизводства,безработицы,финансовых
услуг;типыивиды
рыночныхструктур;факторыпроизводства;источникифинансированияпредпри
ятий.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи при
описании социальной структуры, формы государства, политической
культуры личности и ее политического поведения, приводить примеры
взаимосвязисоциальной,политическойидругихсфержизниобщества;экон
омическойдеятельности и проблем устойчивого развития;
макроэкономических показателей и качества жизни; спроса и
предложения
характеризоватьпричиныипоследствияпреобразованийвсоциальной,поли
тическойсферах,в правовом регулировании общественных отношений в
Российской Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения
социального неравенства; социальных конфликтов; отклоняющегося
(девиантного) поведения;
характеризоватьфункциисемьи,социальныхнорм,включаянормыправа;соц
иальногоконтроля; государства, субъектов и органов государственной власти
в Российской Федерации; политических партий; средств массовой
информации в политической жизни общества; инфляции, безработицы;
функцииобразования,науки,религиикаксоциальныхинститутов;морали;искус
ства;экономические функции государства; Центрального банка Российской
Федерации;
налоговой
системы
Российской
Федерации;
предпринимательства;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, духовной,
экономическойсферы жизни общества, включая универсальные методы
науки, а также специальные методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический, сравнительно-правовой
метод, политическое прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная
сфера», «Духовная сфера», «Экономическая жизнь общества», для
анализа социальной информации о социальном и
экономическом,духовномразвитиироссийскогообщества,опроблемах
исовременных тенденциях, направлениях и механизмах экономического
развития, полученной из источников разного типа, включая
официальные публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные документы
стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической информации, представленной в
различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных
источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для
восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты,
выводы,
оценочныесуждения,мненияприизученииразделов«Социальнаясфера»,«Духо
внаясфера»,
«Экономическаяжизньобщества».
7) Осуществлятьучебноисследовательскуюипроектнуюдеятельностьсопоройнаполученные
знанияоструктуреобщества,социальныхотношениях,политическойсфере,
правовомрегулировании
изаконодательствеРоссийскойФедерации,представлятьеерезультатывви
дезавершенныхпроектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные
выступленияиписьменныеработы(развернутыеответы,сочинения)поизуч
еннымтемам,составлять сложный и тезисный план развернутых ответов,
анализировать неадаптированные тексты.
8)
Использоватьполитическиеиправовыезнаниядлявзаимодействияспредст
авителямидругих
национальностейикультурвцеляхуспешноговыполнениятипичныхсоциа
льныхролей,ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции; осознания роли
непрерывногообразования;использоватьсредстваинформационнокоммуникационныхтехнологийв
решенииразличныхзадачприизученииразделов«Социальнаясфера»,«Дух
овнаясфера»,
«Экономическаяжизньобщества».
9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных
знаний о структуре общества и социальных взаимодействиях, духовной
сфере и о экономической жизни общества, суждения и аргументы по
проблемам социальной мобильности, ее форм и каналов в современном
российском обществе; миграционных процессов; тенденций развития
семьи; участия субъектов политики в политическом процессе;
опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; использовать
ключевые понятия, теоретические положения, в том числе о социальной
структуре
российскогообщества;ролисемьивжизниличностиивразвитииобщества;с
оциальныхконфликтах, включая этносоциальные, и путях их
разрешения; государственной поддержке социально
незащищенныхслоевобществаимерахсоциальнойподдержкисемьивРосси
йскойФедерации;роли государства в экономике; путей достижения
экономического роста; взаимосвязи экономической свободы и
социальной ответственности;
10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых
услуг, зафиксированных в законодательстве Российской Федерации;
находить, анализировать и использовать информацию,
предоставленную государственными органами, в том числе в цифровой
среде, в целях управления личными финансами и обеспечения личной
финансовой безопасности.
Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при
пользовании финансовыми услугами и инструментами, в том числе
находить, анализировать и использовать информацию для принятия
ответственных решений по достижению финансовых целей и управлению
личными финансами при реализации прав и обязанностей потребителя
финансовых услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил
личной финансовой безопасности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ11 КЛАСС
№
п/
п
Количествочасов
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Всего
Контроль
ныеработ
ы
Практ
ически
еработ
ы
1
Раздел 1. Введение
3
0
2
2
Раздел 2. «Общество. Духовная
жизнь общества» ключевые понятия
и трудные вопросы
6
1
1
3
Раздел 3. «Человек. Познание»
4
1
1
5
0
1
5
1
1
4
5
Раздел 4. «Социальные отношения»:
обзор основных позиций, сложные
вопросы
Раздел 5 «Политическая сфера
общества», обзор основных позиций,
сложные вопросы
6
Раздел 6. «Экономическая сфера
жизни общества»
4
0
1
7
Раздел 7.«Право», сложные вопросы
5
0
1
2
0
0
34
3
8
8
Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
Электронные (цифровые)
образовательныересурсы
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ
БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ
БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ
БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ
БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ
БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ
БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ
БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Количествочасов
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Темаурока
Введение. ЕГЭ по обществознанию:
структура и содержание
экзаменационной работы
Введение. ЕГЭ по обществознанию:
структура и содержание
экзаменационной работы
Введение. ЕГЭ по обществознанию:
структура и содержание
экзаменационной работы
Содержательные линии «Общество.
Духовная жизнь общества» ключевые
понятия и трудные вопросы
Содержательные линии «Общество.
Духовная жизнь общества» ключевые
понятия и трудные вопросы
Содержательные линии «Общество.
Духовная жизнь общества» ключевые
понятия и трудные вопросы
Содержательные линии «Общество.
Духовная жизнь общества» ключевые
понятия и трудные вопросы
Содержательные линии «Общество.
Духовная жизнь общества» ключевые
понятия и трудные вопросы
Содержательные линии «Общество.
Духовная жизнь общества» ключевые
понятия и трудные вопросы
Всего
Контр
ольны
еработ
ы
Практ
ически
еработ
ы
Да
та
изу
че
ни
я
Электронныецифровыеобразовательныересурсы
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
10
11
12
13
Проблемы изучения конкретных
разделов и тем в содержательных
линиях «Человек. Познание»
Проблемы изучения конкретных
разделов и тем в содержательных
линиях «Человек. Познание»
Проблемы изучения конкретных
разделов и тем в содержательных
линиях «Человек. Познание»
Проблемы изучения конкретных
разделов и тем в содержательных
линиях «Человек. Познание»
1
1
1
1
14
«Социальные отношения», обзор
основных позиций, сложные вопросы
15
«Социальные отношения», обзор
основных позиций, сложные вопросы
1
16
«Социальные отношения», обзор
основных позиций, сложные вопросы
1
17
«Социальные отношения», обзор
основных позиций, сложные вопросы
1
18
«Социальные отношения», обзор
основных позиций, сложные вопросы
1
19
20
«Политическая сфера общества»,
обзор основных позиций, сложные
вопросы
«Политическая сфера общества»,
обзор основных позиций, сложные
вопросы
1
1
1
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
1
1
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
21
22
23
24
25
26
27
«Политическая сфера общества»,
обзор основных позиций, сложные
вопросы
«Политическая сфера общества»,
обзор основных позиций, сложные
вопросы
«Политическая сфера общества»,
обзор основных позиций, сложные
вопросы
Актуальные проблемы изучения
содержательной линии
«Экономическая сфера жизни
общества»
Актуальные проблемы изучения
содержательной линии
«Экономическая сфера жизни
общества»
Актуальные проблемы изучения
содержательной линии
«Экономическая сфера жизни
общества»
Актуальные проблемы изучения
содержательной линии
«Экономическая сфера жизни
общества»
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
1
Библиотека ЦОК
Федеральный институт педагогических измерений
ОТКРЫТЫЙ БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
28
«Право», сложные вопросы
1
30
«Право», сложные вопросы
1
31
«Право», сложные вопросы
1
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
32
«Право», сложные вопросы
1
33
«Право», сложные вопросы
1
Резерв
34
Резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
33
34
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК Федеральный институт
педагогических измерений ОТКРЫТЫЙ БАНК
ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
3
8