Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Факультативный курс Анализ художественного текста 10 класс

Пояснительная записка
Элективные курсы являются важнейшим средством построения
индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в
значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником
содержания образования в зависимости от его интересов и способностей.
Культура восприятия художественного произведения важна как основа
формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,
вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.
Актуальность программы элективного курса «Анализ художественного
текста» определяется необходимостью развития аналитических навыков
старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении
лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает
формирование нового качества знания и соответствует современным
образовательным тенденциям.
Содержание элективного курса «Анализ художественного текста»,
предлагаемого для изучения в 10 классе, состоит в том, направлен на
удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области
литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и
реализацию творческих возможностей личности.
Структурно элективный курс состоит из четырех разделов. Первый
раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического» направлен на
систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического
анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа
прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа
поэтического текста» разделах совершенствуются навыки анализа текста.
Четвертый: «Итоговая читательская конференция», на которой обучающиеся
представляют исследовательские работы как результат реализации своих
творческих возможностей.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
знать пути анализа художественного текста;
изучить под руководством учителя ряд произведений, выходящих за
рамки программы;
овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания
произведений разных жанров;
уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к
художественному произведению, выступать с сообщением на литературную
тему;
уметь презентовать свою исследовательскую работу.
Цель курса:
расширение и углубление знаний обучающихся по анализу
художественного текста;
развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной
работы с художественным текстом.

Задачи курса:
формировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
развивать навыки анализа художественно текста;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными
понятиями и терминами как инструментом анализа художественного текста.
Рабочая программа составлена на один учебный год
Таблица тематического распределения количества часов:
Количество часов
№ п/п Разделы, темы
1.
2.
3.
4.

Понятие
литературоведческого
и
стилистического
анализа 2
художественного текста
Основные
направления
анализа
20
прозаического текста.
Основные
направления
анализа
9
поэтического текста
Итоговая читательская конференция
3

2
20
9
3

Содержание обучения.
Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа
художественного текста (2 ч.)
1.1. Сущность
литературоведческого анализа прозаического и
поэтического текста: сюжет и композиция, пространство и время,
структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения.
1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств
художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола,
олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза,
градация, параллелизм и др.); звуковых средств художественной
изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы,
звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа).
Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (20
ч.)
2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы
организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А.
Грина «Зеленая лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П. Казаков
«Двое в декабре»
2.2. Пространство и время литературного произведения. Причинноследственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова
«Рассказ госпожи NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П.
Чехова «Вор». Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»
2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив
краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в

рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти». Роль художественной детали в рассказе
А. Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр»
2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов
«Спать хочется». В. Набоков «Нежить».
2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы».
И. Бунин «Красавица».
2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»
Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (9 ч.)
3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие
стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец».
3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение
лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…»
3.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмикоинтонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н.
Заболоцкий «Прохожий».
3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак
«Зимняя ночь».
3.5. Лексические средства выразительности художественной речи. Е.
Боратынский «Весна»
3.6. Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество»
Раздел 4. Итоговая читательская конференция (3 ч.)
4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно
прочитанного художественного произведения (презентация)
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Для учителя
1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин,
М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
2. Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров.
– М., 1997. – С. 9 – 20.
3. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации,
характеристики. СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001
4. словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006. –
112 с.
5. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения
[Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
6. Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика.
Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн . –
М., 1994.
7. Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. –
СПб., 2000

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Тема 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа
художественного текста
Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста
Сущность стилистического анализа.
Тема 2. . Основные направления анализа прозаического текста
Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения.
Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» .
Внешняя и внутренняя композиция рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти».
Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре»
Пространство и время литературного произведения.
Причинно-следственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова
«Рассказ госпожи NN».
Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор».
Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»
Структурные мотивы художественного произведения.
Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон».
Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти».
Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас».
Семинар. А.П. Платонов «Такыр»
Субъектная организация литературного произведения.
А.П. Чехов «Спать хочется».
В. Набоков «Нежить».
Приемы создания художественного образа.
И.С. Тургенев «Певцы».
И. Бунин «Красавица».
Анализ рассказа Л. Андреева «Город»
Тема 3. Основные направления анализа поэтического текста
Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного
текста. Н.А. Некрасов «Элегия».
Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста
С.Я. Надсон «Певец».
Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта.
А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…»
Художественно-выразительные средства поэтической речи.
Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н.
Заболоцкий «Прохожий».
Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь».
Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Баратынский «Весна»
Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество»
Тема 4. Итоговая читательская конференция
Человек в мире литературы.
Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения
(презентация)
Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения
(презентация)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».