Программа одаренные дети.pdf

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 1 невьянского ГО
__________Л.В. Каюмова
Приказ № 14-Д от 18.01.2022 г.

Программа
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1
Невьянского городского округа
«Одарённые дети»
1. Нормативно-правовая база
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об
утверждении Стратегии инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 года»;
 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля
2012 года);
 Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» (от 7 мая
2012 года № 599);
 Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (от 1 июня 2012 года
№ 761);
 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и
технологий на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 301;
1

 Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. № 607 «О мерах государственной
поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»;
 Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации»;
 Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об
утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019);
 Минобрнауки России утвержден перечень сведений о развитии
одаренных детей, подлежащих мониторингу (Приказ от 24 февраля
2016 года № 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу
сведений о развитии одаренных детей»);
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования»,
утвержденной
постановлением
Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.
2. Обоснование программы
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню
подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода,
введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс
обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и
духовного потенциала нации.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется
выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана
теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности:
определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того,
вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с
развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с
ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма
социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху,
эпоху становления постиндустриального общества, когда значение
интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно
возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми
является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы
выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня
нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы
комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно
2

расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих
выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных
возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают родители. Для них важно, чтобы школа
дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила
способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в
системе общего среднего образования сегодня открываются новые
возможности для развития личности школьника вообще и личности
одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися,
их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов
деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в
начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети:
 имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и
проявления;
 имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную
потребность;
 испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными
способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в
определенной области наук и конкретными академическими
способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в
учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью мышления и психического склада.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к
универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной
культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение
проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного
образования.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из
приоритетных направлений в нашей школе.
3

В течение последних пяти лет в школе ведётся работа по повышению
уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная
проблема стала темой обсуждения на педсоветах, заседаниях предметных
МО, совещаниях при директоре.
Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива
о будущем наших детей являются гарантом реализации программы.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 1Невьянского городского округа:
 ведётся определённая работа по обновлению содержания образования в
соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, форм методов и
приемов организации образовательного процесса с учётом
современных требований;
 решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта
обучающихся;
 формируется нравственный и гражданский облик выпускника;
 развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся и
педагогов;
 обучающиеся имеют успехи в школьных, муниципальных, областных
предметных олимпиадах,
творческих конкурсах
и спортивных
соревнованиях.
Такая деятельность даёт положительный результат.
Организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия в
системе образования:
 традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными
детьми;
 условия массовой общеобразовательной школы значительно
затрудняют работу со способными детьми.
 наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными
уровнем. Это требует от учителя проявления профессиональной
компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых
обучающихся.
Целевые индикаторы и показатели:
 наличие базы данных;
 участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных,
всероссийских, международных олимпиадах и творческих проектах,
олимпиадах в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего
Урала», предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и
олимпиадах;
4

 наличие НОУ;
 участие обучающихся в школьных и муниципальных спартакиадах и
других спортивных мероприятиях;
 участие обучающихся в школьных и муниципальных творческих
конкурсах, обеспечение 100% внеурочной занятости обучающихся;
 создание портфолио выпускника школы, ведение рейтинговой оценки.
В результате многолетней педагогической работы в школе сложились
необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора
форм и методов обучения, воспитания и развития. Они отражены в
программе «Одаренные дети».
Сроки реализации: 2022-2026 гг.
Этапы работы:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются
их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной,
физической и т.д.
Цель: создание условий для совершенствования созданной системы
работы с одаренными обучающимися в условиях реализации ФГОС.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная
оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка
через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: поиск новых форм и методов работы с одаренными детьми.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны
групповые формы работы: спецкурсы, мини-курсы, «мозговые штурмы»,
ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания
и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей
обучающихся.
Цель программы: совершенствование условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной
самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения
социального заказа родителей.
Задачи:
1) совершенствование системы целенаправленного выявления и отбора
одарённых детей в разных областях науки и творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности
обучающихся для совершенствования процесса обучения и
5

профориентации,
воспитание
устойчивого
интереса
к
самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов,
которые способствуют развитию самостоятельности мышления,
инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых
школьников в муниципальных, областных олимпиадах, научных
конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих
потребности, интересы детей.
Основные направления реализации программы «Одаренные
дети»:
 выявление одаренных обучающихся;
 создание банка данных «Одаренные дети»;
 разработка индивидуальных форм работы;
 внедрение в учебный процесс современных, интерактивных
технологий;
 использование
активных
форм
и
методов
организации
образовательного процесса;
 создание образовательных курсов, направленных на поддержку
одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной
траектории развития обучающихся;
 совершенствование системы внеурочной учебной и внеклассной
деятельности
обучающихся,
которая
позволит
школьникам
демонстрировать свои достижения на школьных, муниципальных,
областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках,
конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
 включение
старшеклассников
в
научно-исследовательскую
деятельность с последующим выходом на школьные, муниципальные,
всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или
докладов;
 использование методических приемов для мотивации обучающихся на
участие в олимпиадах и конкурсах на различных образовательных
платформах;
 разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и
реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и
других образовательных учреждений города, области.
6

Организация воспитательной работы в рамках программы:
1. Формирование духовного потенциала личности, её развития,
направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и
самореализацию;
2. Формирование
общечеловеческих
ценностей,
общекультурной
компетенции;
3. Формирование высокой речевой культуры;
 Утверждение здорового образа жизни школьника; 
5. Развитие
научно-исследовательских
навыков
и
творческих
способностей одарённых детей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными
детьми:
 принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности;
 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
 принцип
свободы
выбора
обучающимися
дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип создания условий для совместной работы обучающихся при
минимальном участии учителя;
 принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и
физического развития
 принцип научности и интегративности
 принцип гуманизма и демократизма
Основные мероприятия программы
 разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для
одарённых детей;
 организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок,
интеллектуальных соревнований;
 приобретение оборудования и материалов для исследовательской и
творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с
одарёнными детьми;
 приобретение
научной
и
учебно-методической
литературы,
необходимой для творческой и исследовательской деятельности
одарённых детей;
 подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих
работ школьников;
 проведение научно-практических конференций и семинаров по
проблемам работы с одарёнными детьми.
7

сотрудничест
во с другими
школами,
ВУЗами

групповые
занятия с
одаренными
обучающими
ся

факультативы
, спецкурсы и
курсы по
выбору

занятия
исследовател
ьской
деятельность
ю
творческие
отчёты
кружков и
спортивных
секций

творческие
мастерские

предметные
кружки,
кружки по
интересам по
разным
предметам

Формы работы с
одаренными
обучающимися

тематические
конкурсы,
выставки

работа НОУ в
школе

общешкольна
я
конференция
достижений
обучающихся консультиров
ание
обучающихся
в заочных
школах при
вузах

интеллектуал
ьные
марафоны,
смотры,
конкурсы

работа по
индивидуаль
ным планам
детей с
высоким
уровнем
обучения

предметные
олимпиады
по всем
предметам

Основные мероприятия, необходимые для реализации программы
I. Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное
начало.
II. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального,
творческого потенциала одаренных детей.
III. Развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.
IV. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика:
1. Отбор и применение диагностических методик, основанных на
валидности, доступности, информативной емкости.
8

2. Расширение банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 11
классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных
талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем
собеседования.
5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий
учителем.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными
детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и
интеллектуального потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для обучающихся
целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в
избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для
общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых
учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление,
выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся.
9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
10. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и
создание стимулирующих условий при наличии оригинальности,
рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению
школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний (онлайн-форма) и
собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих
приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
9

- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных
курсов.
IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создание постоянно действующих информационных стендов,
посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам
районных, муниципальных, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи
- выставка творческих достижений обучающихся.
2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся
(линейки, молнии-объявления, на концерте, посвященном Дню рождения
школы, официальные приемы директора).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на
родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Освобождение от защиты проектов учащихся 7-8 классов по социальному
направлению внеурочной деятельности (проектная деятельность) –
победителей и призеров муниципального этапа НПК.
6. Ходатайство в вышестоящие органы о награждении одаренных детей в
рамках муниципальных и региональных программ.

10

№
1

2

3

4

5
6
7

Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети»
Мероприятие
Период
Ответственные
исполнения
Коррекция списков одаренных детей с
ежегодно Классные
указанием предмета.
руководители;
учителяпредметники
Диагностика обучающихся по следующим
ежегодно Классные
направлениям:
руководители,
 Творческое мышление
социальный
 Толерантность
педагог
 Предпочтительные виды деятельности
 Доминирование левого и правого
полушария
 Вы лидер?
 Диагностика задатков и склонностей
(по В.П. Симонову)
 Поведенческая характеристика
одарённых детей
 Тест ШТУР
Проведение семинаров-практикумов с
ежегодно
администрация,
учителями по вопросам выявления
социальный
одаренных детей обучающихся.
октябрь
педагог
Проведение совещания по результатам
диагностирования способных, одарённых
обучающихся.
Составление банка данных о школьниках,
ежегодно социальный
обучающихся на «5» и имеющих особые
педагог, учителя успехи в изучении отдельных предметов,
предметники
соотношение данных результатов с
результатами диагностики учителейпредметников и психолога
Проведение тестирования учителей на
Сентябрь- социальный
склонность к работе с одарёнными детьми
октябрь
педагог
Утверждение индивидуальных программ по
ежегодно Зам. директора по
работе с одарёнными детьми
УВР
Осуществление контроля за выполнением
Покварталь- Администрация,
образовательных программ и
но
руководители МО
11

8

9

10

11

12

13

14

15
16

исследовательской деятельности одарённых
детей
Составление графика регулярных занятий с
одарёнными обучающимися.
Приобретение литературы, компьютерных
программ для организации работы с
одарёнными детьми
Расширение сети курсов по выбору с учётом
способностей и запросов обучающихся
Осуществление индивидуального подхода к
данной категории детей на уроках,
используя дифференцированные карточки,
ИКТ, дополнительный дидактический
материал. Подбор заданий повышенного
уровня сложности для одаренных детей
Привлечение одарённых, обучающихся к
осуществлению помощи слабоуспевающим
в классе.
Вовлечение одарённых обучающихся к
участию в школьных, муниципальных
олимпиадах, в марафонах знаний по
предметам, конкурсах, выставках,
фестивалях с целью максимальной
реализации их потенциальных
возможностей.
Совершенствование системы поощрений
победителей олимпиад, конкурсов,
фестивалей.
Применение здоровьесберегающих
технологий в работе с детьми.
Проведение педагогических консультаций с
родителями одарённых детей, детей с
высоким уровнем мотивации, проведение
родительских собраний, дней открытых
дверей, консультаций с психологом школы.

ежегодно

ежегодно

в течение
года
ежегодно

Педагоги –
предметники, зам
по УВР
Библиотекарь
учителяпредметники
Администрация,
учителя предметники
Учителя предметники

систематиче Учителя ски
предметники
ежегодно

Учителя –
предметники,
администрация

ежегодно

Администрация,
учителя –
предметники,

систематиче Учителяски
предметники
По графику Учителя –
предметники,
социальный
педагог,
администрация
12

17
18

Активизация работы научного общества
обучающихся и учителей в учебном году
Участие в муниципальных творческих
группах

19

Расширение системы дополнительного
образования для развития творческих
способностей одарённых детей

20

Осуществление взаимодействия с
педагогами дополнительного образования,
работающими с одарёнными детьми.

21

Подготовка и проведение предметных
месячников, недель и декад

22

Подготовка и проведение школьной научнопрактической конференции
Участие школьников в Интернет-конкурсах,
проектах, викторинах, смотрах.
Обобщение опыта работы учителей,
работающих с одарёнными детьми,
распространение опыта работы с
одарёнными детьми
Сотрудничество школы с высшими
учебными заведениями по довузовской
подготовке обучающихся.
Организация и проведение школьного
конкурса «Ученик года»

23
24

25

26

систематиче Администрация
ски
В течение Учителягода
предметники,
администрация
ежегодно Педагоги
дополнительного
образования,
учителяпредметники
ежегодно
учителя –
предметники,
педагоги
дополнительного
образования.
По графику Учителя –
предметники,
руководители МО
январь
Учителяпредметники
ежегодно Учителяпредметники
ежегодно Руководители МО,
учителя предметники
ежегодно

Администрация,
руководители МО

ежегодно

Учителя –
предметники,
администрация
Учителяпредметники,
руководители МО
Алдминистрация,
классные
руководители

27

Участие во всероссийских конкурсах по
разным предметам

В течение
года

28

Организация и проведение школьного
смотра-конкурса «Звёздный класс»

ежегодно

13

29

30

31

32

33
34

35
36

37

38

Участие обучающихся в муниципальных
творческих конкурсах и спортивных
мероприятиях

По графику Учителяпредметники,
педагоги
дополнительного
образования
Организация и проведение школьных
В течение Классные
спартакиад, соревнований
года
руководители,
учитель
физкультуры
Организация и проведение классных,
В течение Классные
школьных интеллектуальных и творческих
года
руководители,
конкурсов
педагоги
дополнительного
образования
Ведение элективных и факультативных
систематиче Администрация,
курсов
ски
учителяпредметники
Пополнение банка педагогической
постоянно Учителяинформации по работе с одарёнными детьми
предметники
Активное внедрение в образовательный
В течение Учителяпроцесс новых образовательных технологий,
года
предметники
систематизация образовательных
технологий по работе со способными и
одаренными детьми
Оформление и пополнение стенда «Ими
В конце
администрация
гордиться школа»
года
Проведение проблемных заседаний
В течение Администрация,
предметных методических объединений по
года
руководители МО
выявлению системы работы со способными
детьми
Проведение торжественной церемонии
июнь
Администрация
вручения золотых и серебряных медалей
выпускниками школы
Выставка научно- практической продукции
Ежегодно Учителяметодических объединений по теме.
предметники,
Создание банка творческих работ
руководители МО
обучающихся по итогам научнопрактических конференций, конкурсов
14

39 Целенаправленная подготовка обучающихся
к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям.
40 Активное внедрение проблемноисследовательских, проектных и модульных
методов обучения на уроках
41 Размещение на школьном сайте материалов
по работе с одаренными детьми.
Формирование раздела «Одаренные дети»
42 Подготовка педагогических характеристик
на каждого одарённого школьника,
составление индивидуальной программы
обучения
44 Анализ результативности с одарёнными
обучающимися:
 на совещании при директоре
 методических объединениях
 на административном совещании
 педагогическом совете

В течение
года

постоянно

Учителяпредметники,
администрация
Учителяпредметники

В течение
года

Учителя –
предметники,

ежегодно

Учителя –
предметники

В конце
года

Администрация

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».