- соблюдение равенства прав граждан при включении в кадровый резерв и их профессиональной реализации; - гласность в формировании и работе с кадровым резервом. 3. Порядок формирования резерва 3.1. Работа с резервом включает в себя следующие направления: 3.1.1. Формирование резерва: - сбор информации о перспективных сотрудниках для составления списков кадрового резерва; - квалификационный отбор сотрудников для добавления в кадровый резерв; - оформление и утверждение списков резерва; 3.1.2. Подготовка резерва: - проведение обучения резервиста; - проведение аттестации, с целью оценки уровня знаний кандидата по программе обучения и принятие решения о целесообразности нахождения сотрудника в резерве; - направление резервистов на стажировку. 3.1.3. Реализация резерва: - выдвижение резервистов на руководящие должности; - систематическое обновление списков резерва с целью пополнения; - корректировка списков резерва по результатам анализа эффективности подготовки работников, состоящих в резерве. 4. Отбор кандидатов и исключение из резерва 4.1. Отбор в кадровый резерв производится на основании оценки уровня квалификации, личных качеств и продуктивности деятельности работников. 4.2. В целях обеспечения эффективности резерва его численность составляет не менее 2 кандидатов на место по каждой категории должностей. Допускается зачисление одного специалиста в резерв по различным (не более двух) категориям должностей. 4.3. Список должностей, подлежащих обеспечению кадровым резервом, определяется согласно Приложению №1. 4.4. Кадровый резерв школы формируется из следующих источников: квалифицированные специалисты; - молодые специалисты. 4.5. При отборе кандидатов в кадровый резерв учитываются следующие параметры: - возраст (возраст кандидата на момент вступления в кадровый резерв не должен превышать 50 лет); - уровень образования (высшее образование); - состояние здоровья (способность выполнять трудовую функцию в полном объеме); - стаж работы по профессии и на руководящей должности соответствующей категории (согласно Приложению №1); - квалификационные требования по планируемой должности. 4.6. Для проведения отбора используются следующие методы: - анализ документов (анкетных данных, документов об образовании и повышении квалификации, характеристик, результатов аттестаций, отчетов и др.); - оценка качества труда (результаты труда, тщательность выполнения заданий, надежность, рациональность, экономичность); - собеседование (для выявления стремлений, мотивов поведения, потребностей и иных сведений, имеющих значение для принятия решения о включении в резерв). 4.7. Основания для включения в резерв: - стремление кандидата к самосовершенствованию, развитию своей карьеры, лидерству; - рекомендация непосредственного руководителя, согласованная с руководителем направления. 4.8. Основания для исключения из резерва: - назначение работника на должность; - подачи резервистом заявления об исключении его из кадрового резерва; - выявления фактов, свидетельствующих о представлении резервистом заведомо ложных сведений; - совершения правонарушения, иных деяний, не совместимых с нахождением в кадровом резерве; - нарушение порядка и условий зачисления в кадровый резерв, установленных настоящим Положением; - неудовлетворительные показатели профессиональной деятельности; систематическое невыполнение плана индивидуального развития. 4.9.Процедура отбора резервистов. 4.9.1. Непосредственный руководитель кандидата в соответствии с рекомендуемыми критериями (Приложение 1) осуществляют первичную оценку деловых и личных качеств кандидата и составляет рекомендацию о включении работника в резерв первой либо второй категории (Приложение 1). Списки заверяются у руководителя направления. Также руководителем кандидата оформляется «Информационный лист кандидата» (Приложение 2). 5. Подготовка специалистов, зачисленных в резерв 5.1. Подготовка резерва является составной частью комплексной программы подготовки персонала школы 5.2. Подготовка резерва может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства. 5.3. Подготовка работников, зачисленных в резерв руководящих кадров, проводится в целях приобретения ими практических и организационных навыков для выполнения обязанностей по должности резерва. 5.4. Подготовка на замещение должностей заместителя руководителей проводится по профилю деятельности работника с обязательным изучением основных вопросов образования, менеджмента (курсовая подготовка по направлению «менеджмент»). 5.5. Подготовка перспективного кадрового резерва. Потенциальный резерв состоит из молодых сотрудников с лидерскими качествами, которые в перспективе могут занять руководящие должности. Перспективный резерв формируется из сотрудников в возрасте до 35 лет. Подготовка перспективных сотрудников не носит целевого характера – они готовятся не к занятию определенной должности, а к руководящей работе вообще. 5.6. Перемещение сотрудников из перспективного резерва в плановый производится: - по итогам проведения аттестации; - по достижении сотрудником возраста 35 лет. 5.7. Подготовка кадрового резерва предусматривает теоретическую и практическую части (приложение 3). 5.8. Основными видами теоретической подготовки резерва являются: переподготовка и повышение квалификации; - внешнее и внутреннее обучение по проблемам повышения эффективности обучения и управления, в том числе управления персоналом, изучение экономических дисциплин; мастер-классы и тренинги – проведение семинаров и деловых игр по эффективному управлению. 5.9. По прохождении теоретической подготовки проводится аттестация, с целью принятия решения о целесообразности продолжения обучения по программе подготовки руководящих кадров. 5.10. Основным видом практической подготовки является: - исполнение обязанностей (замещение в период отпуска, болезни и. т.д.) на должностях, соответствующих уровню и специализации резервиста. При исполнении обязанностей сотруднику выплачивается разница в окладах между занимаемой им должностью и той, на которой он исполняет обязанности. 6. Мотивация сотрудников на долгосрочные отношения 6.1. Мотивация сотрудников на долгосрочное сотрудничество является важнейшим этапом работы с сотрудниками. 6.2. Мотивация и стимулирование сотрудников преследует две цели: выработать у сотрудника желание наиболее эффективным способом добиваться поставленных перед ним целей и задач; - повысить лояльность, приверженность сотрудников. 6.3. Выделяются формы мотивации, действующие на сотрудника: 6.3.1. Материальные вознаграждения — заработная плата, премии. 6.3.2. Нематериальные вознаграждения — совпадение ценностей учреждения с жизненным стилем сотрудника, комфорт, ощущения успеха, товарищеские отношения в коллективе, статус, отношение к собственному имиджу, интересная работа - оказывает большое влияние на мотивацию для увеличения эффективности в деятельности сотрудника и, следовательно, на культуру в целом, на возможности ее совершенствования. 6.4. Уровни развития мотивации сотрудников. 6.4.1. Развитие мотивации сотрудника на индивидуальном уровне предполагает: - активное объяснение целей проводимой работы, ее ценности и смысла, т. е. реклама будущего результата; - распределение задач в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями и квалификацией сотрудников; - периодическое проведение собеседований «руководитель — сотрудник» (возможность выговориться для сотрудника, возможность договориться для руководителя); - постановка реально достижимых целей при определенном аккумулировании усилий сотрудника; - обеспечение понимания чувства достижения результата (поощрение за результат). 6.4.2. Развитие мотивации сотрудника на уровне рабочего места включает: участие сотрудников в постановке и определении общих целей (для себя, своего подразделения, всей компании) на рабочем месте; - создание системы совместной деятельности подразделения для понимания достигнутой цели (задачи) в рамках рабочей группы; - создание должной рабочей атмосферы и устранение излишних процедурных ограничений (добровольность сотрудников). 7. Реализация резерва. 7.1. С целью повышения эффективности резерва проводится ежегодная корректировка списков резерва, в ходе которой оценивается результаты годовой подготовки, даются заключения о возможности выдвижения кандидата на руководящую должность, целесообразности продолжения подготовки, корректировке плана обучения, исключения из резерва. Приложение 1 к Положению о формировании и работе с кадровым резервом МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО. Список должностей, подлежащих обеспечению кадровым резервом по категориям. 1. Первая категория. Кадровый резерв на должность заместителя директора формируется из резервистов в возрасте от 35 до 50 лет и с опытом работы от 3 лет в школе. Административный ресурс на должность «заместитель директора»: - учителя, педагог – психолог, социальный педагог, педагог организатор. 2. Вторая категория. Перспективный Кадровый резерв на должности заместителя директора. Возраст претендентов до 35 и опыт работы от 3 лет в школе. Административный ресурс для должности заместитель директора: учителя, педагог – психолог, социальный педагог, педагог организатор. Приложение 2 к Положению о формировании и работе с кадровым резервом МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА критериев оценки кандидата ФИО_____________________________________________________ № п/п 1 1 Критерий 2 Знания, опыт Опыт работы Навыки решения типовых задач Дополнительные знания и навыки (прохождение обучения на курс опыт ах, участие в семинарах, наличие других профессий и специальностей) Знание нормативной базы, стандартов работы и др. 2 Мышление Адекватность Нестандартность 3 Принятие решений Признак Уровень 3 4 5 6 7 8 Профессиональные 1 2 3 4 5 знания Способность выделять главное Быстрота принятия решений Самостоятельность Обоснованность 4 Информационные Использование связи, контакты знаний специалистов Коммуникабельность Умение использовать информационные источники 5 Персональные характеристики Эффективность труда Лояльность к организации Целеустремленность Корректность поведения Профессиональная ответственность Авторитет 1. Не имеет достаточных знаний (навыков, способностей) и не стремится их приобрести; 2. Имеет не очень глубокие знания (навыки, способности); 3. Имеет достаточные знания (навыки, способности); 4. Обладает хорошими знаниями (навыками, способностями); 5. Обладает глубокими знаниями (навыками, способностями), по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию. Приложение 3 к Положению о формировании и работе с кадровым резервом МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО План подготовки кадрового резерва № п/п 1 2 Направления подготовки Теоретическая подготовка Практическая подготовка Мероприятия Кол-во часов направлению 520 часов «Управление Переподготовка по «Менеджмент», персоналом» Участие в методических совещаниях и семинарах Проведение мастер – классов, семинаров, круглых столов по вопросам управления Посещение образовательных визитов и открытых мероприятий, проводимых Муниципалитетом Участие в работе рабочих групп по разработке локальных актов школы, программы развития В течение обучения В течение обучения В течение обучения В течение обучения Приложение 4 к Положению о формировании и работе с кадровым резервом МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО Список кандидатур в кадровый резерв МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО 1. На должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе 1) Балуева Ольга Андреевна 2) Чагочкина Анна Сергеевна 2. На должность заместителя директора по воспитательной работе: 1) Седунова Ольга Эдуардовна 2) Бондарь Елена Юрьевна