Пояснительная записка Рабочая программа «Актуальные вопросы обществоведческих наук» составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Устав МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО «Положение о порядке оказания платных образовательных услуг и ведение иной приносящей доход деятельности» МБОУ СОШ № 1 Невьянского городского округа. Программа «Актуальные вопросы обществоведческих наук» предназначена для учащихся 11 класса, и рассчитана на 60 часов в год из расчёта 2 часа в неделю. Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами родителей для восполнения дефицитов в уровне подготовки учащихся по предмету «обществознание, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к итоговой аттестации по обществознанию. Данная программа включает темы, относящиеся к актуальным и сложным вопросам изучения обществоведческих наук: политологии, правоведении, социологии, культурологии, философии, гносеологии, экономического анализа. Главная цель программы - углубление и расширение знаний и умений старшеклассников по курсам обществоведческих наук и формирование опыта их применения для решения типичных задач в основных сферах общества на основе российской современной действительности. Задачи курса: - повысить предметную компетентность учеников; - развить у учащихся устойчивый интерес к предмету; - ознакомить учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - овладеть умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности; - формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; - формировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - формировать позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию - овладеть умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов 2 познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; - формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Особенностью программы является Данный курс включает в себя актуальные вопросы изучения проблемных вопросов философии, социологии, политологии, экономики, культурологии, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Формы занятий: Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Формы и приёмы работы: лекции с последующим опросом; лекции с обсуждением документов; беседы; практические занятия; анализ альтернативных ситуаций; работа в парах, группах, индивидуально; выполнение работ по заданному алгоритму; решение экзаменационных заданий, тестов; дискуссии; мини-сочинение. Результаты освоения программы Предполагаемые личностные результаты 1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный элективный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые для подготовки теоретической базы и необходимых умений, дающих возможность получения профессионального образования и профессиональной самореализации). 2. Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения вести полемику. 3. Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия. 3 4. Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личностичлена формирующегося гражданского общества в РФ. Предполагаемые метапредметные результаты: 1. Учащиеся научатся сознательно организовывать вою познавательную деятельность 2. Учащиеся углубят свои знания и разовьют умения объяснять явления социальной действительности с научных позиций 3. Учащиеся смогут выполнять познавательные и практические задания на: использование элементов причинно-следственного анализа; составление простого плана; составление тезисов; составление конспекта; использование несложных реальных связей и зависимостей: определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельное определение и выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему или таблицу, из диаграммы в текст или таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно предложенной коммуникативной и познавательной ситуации; объяснение изученных положений на конкретных примерах; объективную оценку своих учебных действий; корректировку своего собственного поведения в социуме; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения; способность решать творческие задачи представлять, результаты свей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, опорный конспект, схема и др.). 4. Учащиеся смогут быть готовыми к сотрудничеству с учениками, с учителем, к коллективной работе. Предполагаемые предметные результаты: в познавательной сфере: относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах жизни общества, механизмах и регуляторах деятельности человека; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения учащимися своих социальных ролей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); 4 умения давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей. в ценностно-мотивационной сфере понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности; знание основ нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли в жизни общества, умение применять эти нормы и правила к анализу конкретных реальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими правилами в собственной жизни; знание особенностей труда и основных требований трудовой этики; знание новых возможностей для коммуникаций в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы Содержание программы 1. Введение. Роль обществоведческих наук и востребованность гуманитарных знаний в современном мире. 2. Актуальные и сложные вопросы содержания обществоведческих наук. 2.1 Сложные вопросы содержательных линий «Общество, Духовная жизнь общества». Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий. 2.2 Проблемные вопросы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 5 Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Бытие человека. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Мышление и деятельность Цель и смысл жизни человека Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Познание мира. Относительность истины Социальное и гуманитарное знание. Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). Тренинг по выполнению заданий части 1 по данным содержательным линиям. 2.3 Проблемные вопросы и обзор основных позиций содержательных линий «Социальные отношения». Сложные вопросы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. 2.4 Проблемные вопросы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий части 1 данной содержательной линии. 6 2.5 Проблемные вопросы изучения содержательной линии «Политика». Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному содержательному блоку. 2.6 Проблемные вопросы изучения содержательной линии «Право». Проблемные вопросы. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку. 3. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках программы «Актуальные вопросы обществоведческих наук» 3.1. Проблемные зоны при выполнении тестовых заданий части 1. Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в 7 социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте. 3.2 Проблемные зоны при выполнении заданий повышенного уровня части 2. Выполнение учащимися составных заданий на анализ фрагмента документа, двух фрагментов документа: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию. 3.3. Мини-сочинение как творческая работа выпускника. Выполнение учащимися заданий по написанию мини-сочинений. Минисочинение - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний. Особенности минисочинения. Особенности сочинения по обществознанию, критерии качества обществоведческого сочинения. Условия выбора темы мини-сочинения учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре мини-сочинения. Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы (формат ЕГЭ) с учетом включения заданий содержательных линий «Общество, Духовная жизнь общества», «Человек. Познание», «Социальные отношения», «Экономическая сфера жизни общества», «Политика» (приложение № 2). Приложение № 1 Учебный план курса № Название раздела/темы Количество часов в неделю Кол-во часов всего по теме 1 2 1. Введение. 2. Актуальные и сложные вопросы содержания обществоведческих наук 2.1. Сложные вопросы содержательных линий «Общество, Духовная жизнь общества». 2.2 Проблемные вопросы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 2 2 2 40 2 6 2 7 8 3 2.3 Сложные вопросы и обзор основных позиций содержательных линий «Социальные отношения» 2.4 Проблемные вопросы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». 2.5. Проблемные вопросы изучения содержательной линии «Политика». 2.6 Проблемные вопросы изучения содержательной линии «Право». 3. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках программы «Актуальные вопросы обществоведческих наук» 3.1. Проблемные зоны при выполнении тестовых заданий части 1. 3.2. Проблемные зоны при выполнении заданий повышенного уровня части 2. 3.3. Мини-сочинение как творческая работа выпускника. ИТОГО 2 7 2 6 2 7 2 7 2 18 2 6 2 6 2 6 60 часов Календарно-учебный график № п/п Тема 1 2 Роль обществоведческих наук и востребованность гуманитарных знаний в современном мире. 3 4 5 6 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность. Содержание, знания и умения Роль обществоведческих наук и востребованность гуманитарных знаний в современном мире на основе анализа данных ООН и анализе приоритетных направлениях образовательной политики РФ. Основные понятия и категории содержательных линий. Характеризовать основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества. Извлекать необходимую Колич ество часов 2 Дата прове ден. 5.10 5.10 4 12.10 12.10 19.10 19.10 9 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Решение тренировочных заданий. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Системное строение общества: элементы и подсистемы Основные институты общества. Решение тренировочных заданий. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль. Решение тренировочных заданий. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (глобальные проблемы). Решение тренировочных заданий. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Решение тренировочных заданий. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Постоянные и переменные затраты. Решение тренировочных заданий. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. социальную информацию из различных источников. Систематизировать и классифицировать представленные данные по предложенным критериям. Сравнивать социальные объекты, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами, и понятиями. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности 2 26.10 26.10 4 02.11 02.11 09.11 09.11 3 16.11 16.11 23.11 2 23.11 30.11 1 30.11. 1 07.12 10 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Решение тренировочных заданий. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Решение тренировочных заданий. Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа. Решение тренировочных заданий. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации. Решение тренировочных заданий. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Семья и брак. Решение тренировочных заданий. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивид Решение тренировочных заданий. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Решение тренировочных заданий. Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс. Политическое лидерство. Решение тренировочных заданий. 1 07.12 2 14.12 14.12 2 21.12 21.12 2 28.12 28.12 1 11.01 3 11.01 18.01 18.01 2 23.01 23.01 11 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Промежуточная аттестация (контрольная работа в форме ЕГЭ) Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Решение тренировочных заданий. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Решение тренировочных заданий. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Решение тренировочных заданий. Изменения в законодательстве РФ. 2 25.01 25.01 2 01.02 01.02 2 08.02 08.02 2 15.02 15.02 2 22.02 12 42 43 44 45 46 47 48 48 49 50 51 52 53 Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система. Решение тренировочных заданий. Проблемные зоны при выполнении тестовых заданий части 1. Осуществлять поиск 6 социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы. Проблемные зоны при выполнении Самостоятельное 6 заданий повышенного уровня части применение обществоведческих понятий 2. в заданном контексте. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах). Решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Изучение и практическое усвоение технологии составления развернутого плана ответа 22.02 09.03 09.03 15.03 15.03 22.03 22.03 29.03 29.03 05.04 05.04 12.04 12.04 13 54 55 56 57 58 59 60 Мини-сочинение как работа выпускника. творческая Изучение и практическое усвоение технологии выполнения заданий ИТОГО 7 19.04 19.04 26.04 26.04 03.05 03.05 10.05 60 часов Приложение № 2 Спецификация диагностических измерительных материалов для проведения промежуточной диагностической работы по обществознанию для обучающихся 11 класса в рамках рабочей программы курса дополнительных платных образовательных услуг «Актуальные вопросы обществоведческих наук» Назначение диагностических измерительных материалов Диагностические измерительные материалы (далее КИМ) предназначены для оценки уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию учащихся 11 класса. КИМ предназначены для диагностики достижения планируемых на момент проведения работы предметных и метапредметных результатов. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ Вариант диагностической работы включает в себя проверяемые элементы содержания курса дополнительных платных образовательных услуг «Актуальные вопросы обществоведческих наук» в 11 классе, при этом предлагаются задания базового, повышенного и высокого. Количество заданий по каждой теме раздела определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по обществознанию. Вариант промежуточной диагностической работы строится по принципу содержательного дополнения, и обеспечивают диагностику освоения включенных в кодификатор содержательных элементов (кроме раздела «Право»), согласно содержанию программы. При конструировании КИМ учитывается необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: знание и понимание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений, закономерностей развития общества как сложной самоорганизующейся системы, тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов и особенностей социально-гуманитарного познания, а также овладение умениями характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы, анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между их существенными чертами и признаками и обществоведческими терминами и понятиями, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах: извлекать из неадаптированных, 14 оригинальных текстов знания по заданным темам: систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию: различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам и применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Характеристика структуры КИМ Часть 1 включает 12 заданий с кратким ответом, относящиеся к трем группам, предусмотренным спецификацией: - понятийным заданиям базового уровня (2 задания); - заданиям базового и повышенного уровней, направленных на проверку сформированности отдельных умений и отражающих традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру; экономика, социальные отношения; политика и право (4 задания); - контекстные задания повышенного уровня (2 задания). Часть 2 включает 4 задания с развернутым ответом, содержание которых представляет базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы. Количество заданий с кратким и развернутым ответами определяется сохранением пропорций распределения заданий в КИМ ЕГЭ по обществознанию и количеством времени, отведенным на проведение диагностической работы. Итоговая диагностическая работа составлена в одном варианте. Распределение заданий итоговой работы с учетом максимального первичного балла за выполнение каждого типа заданий дается в таблице 1. Таблица 1. Распределение заданий по типам № Тип заданий Число Максимальны Процент максимального задани й первичного балла для й первичный заданий каждого типа от балл максимального первичного балла за всю работу, равного 24 1 Задания с кратким 8 13 54% ответом 2 Задания с 4 11 46% развернутым ответом 12 25 100% Итого: Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 1 кодификатора. В диагностической работе проверяются элементы содержания из раздела курса обществознания: «Человек и общество». Диагностическая работа разрабатывается исходя из необходимости проверки умений и способов действий, отраженных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по видам умений и способам действий в зависимости от формы заданий. 15 Продолжительность диагностической работы На выполнение итоговой работы отводится 45 минут. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы Задания 1-2 и 6 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 3-5 и 7-8 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Отметка по пятибалльной шкале 0-6 7-11 12-16 17-25 Количество баллов Промежуточная диагностическая работа по курсу дополнительных платных образовательных услуг «Актуальные вопросы обществоведческих наук» 11 класс Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из двух частей из 12 заданий. Часть 1 содержит 8 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом. На выполнение диагностической работы отводится 45 минут. Ответом к заданиям Части 1 является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Задания Части 2 требуют развернутого ответа. Ответ запишите в строках для записи ответа. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Ответами к заданиям 1-8 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы 1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). 1) Соответствие знаний действительности, 2) знание, подтвержденное опытом, 3) некое соглашение, конвенция, 4) свойство самосогласованности знаний, 5) свойства истинного знания, 6) полезность полученного знания для практики. Ответ: 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «прогресс». 1) Социальная реформа; 2) стагнация; 3) социальная революция; 4) общественное развитие; 5) рецессия, 6) модернизация. Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ: 3. Выберите верные суждения о специфических чертах, присущих обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны 16 1) Обществу свойственна самодостаточность 2) Для общества характерна предсказуемость развития 3) Общество характеризуется статичностью 4) Обществу присуще такое свойство, как динамичность 5) В качестве черты общества может быть названо сложноорганизованность Ответ: 4. Установите соответствие между методами и уровнями познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ А) измерение 1) эмпирическое познание Б) абстрагирование 2) теоретическое познание В) наблюдение Г) аналогия Д) математизация Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). Ответ: А Б В Г Д 5. При характеристике религиозного мировоззрения были допущены ошибки. Найдите в приведенном ниже списке ошибочные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) тесная связь с мировым культурным наследием 2) убеждение в возможности достижения поставленных целей 3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека 4) рационально построенный прогноз 5) обоснование происхождение и содержание этических норм 6) опора на здравый смысл и опыт поколений Ответ: 6. Ученые-социологи в стране В. провели опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности?». Полученные результаты представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 17 1) По мнению опрашиваемых, на нравственное воспитание наука оказывает большее воздействие, нежели чем искусство 2) Искусство остается малодоступно широкому кругу граждан 3) В обществе преобладает стремление объяснить все явления жизни с научной точки зрения. 4) Моральные нормы в большей степени влияют на членов общества обществе, так как они опираются на жизненный опыт людей, представления о добре и зле. 5) Оценки событий и явлений, с точки зрения прекрасного и безобразного, важнее для опрашиваемых, нежели чем, оценки с точки зрения добра и зла Ответ: 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Реформа — это определённая степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы. (Б) По мнению большинства исследователей, реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными). (В) С точки зрения советской исторической науки, поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результаты реформ всегда ниже ожидаемого. (Г) Однако, степень реформаторских преобразований, на наш взгляд, может быть очень существенной, даже изменять общественный строй. (Д) В Российской Федерации была проведена реформа выборов глав субъектов федерации. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. А Б В Г Д Ответ: Прочитайте текст и выполните задания 9-12. Фундаментальная связь между человеком и свободой чрезвычайно показательно отображена в библейском мифе об изгнании из рая. Миф отождествляет начало человеческой истории с актом выбора, но при этом особо подчеркивает греховность этого первого акта свободы и те страдания, которые явились его следствием. Мужчина и женщина живут в садах Эдема в полной гармонии друг с другом и природой. Там мир и покой, там нет нужды в труде; нет выбора, нет свободы, даже размышления не нужны. Человеку запрещено вкушать от древа познания добра и зла. Он нарушает этот запрет и лишает себя гармонии с природой, частью которой он являлся, пока не вышел за ее пределы. С точки зрения церкви, представляющей собой определенную структуру власти, этот поступок является, бесспорно, греховным. Однако с точки зрения человека, это - начало человеческой свободы. Нарушив установленный богом порядок, он освободился от принуждения, возвысился от бессознательного предчеловеческого 18 существования до человеческого. Нарушение запрета, грехопадение, в позитивном человеческом смысле является первым актом выбора, актом свободы, то есть первым человеческим актом вообще. Согласно мифу, формально грех состоял в том, что человек вкусил от древа познания. Таким образом, акт неподчинения, акт свободы прямо связывается с началом человеческого мышления. Миф говорит и о других последствиях этого первого акта свободы. Разрушается первоначальная гармония между человеком и природой. Бог объявляет войну между мужчиной и женщиной, между человеком и природой. Человек отделился от природы; став «индивидом», он сделал первый шаг к тому, чтобы стать человеком. Он совершил первый акт свободы, и миф подчеркивает страдания, возникшие в результате этого акта. Эрих Фромм. Бегство от свободы 9. На какое противоречие в оценке поведения библейского человека указывает автор? Какое положение текста содержит характеристику случившегося с человеком, противоположную по смыслу понятию «грехопадение»? 10. Автор считает, что «акт свободы прямо связывается с началом человеческого мышления». Приведите не менее трех примеров исторических связи мышления с проявлением свободы человека. 11. В тексте содержится положение: «Человек отделился от природы; став «индивидом», он [человек] сделал первый шаг к тому, чтобы стать человеком». Имеет ли место аналогичный процесс в жизни каждого человека? Приведите три примера, характеризующие содержание этого процесса. 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов культуры, и одно предложение, раскрывающие особенности художественной культуры. Система оценивания промежуточной диагностической работы Часть 1 Задания 1-2 и 6 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 3-5 и 7-8 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов. № задания Ответ № задания Ответ свойства 5 46 1 истинного знания 2 25 6 14 3 145 7 32221 4 12122 8 275138 Критерии оценивания заданий с развернутым ответом 9. На какое противоречие в оценке поведения библейского человека указывает автор? Какое положение текста содержит характеристику случившегося с человеком, противоположную по смыслу понятию «грехопадение»? Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются Баллы иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) 19 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указано противоречие в оценке проведения человека: «с точки зрения церкви, представляющей собой определенную структуру власти, этот поступок является, бесспорно, греховным. Однако с точки зрения человека, это - начало человеческой свободы»; 2) приведено положение, содержащее характеристику: «нарушив установленный богом порядок, он освободился от принуждения, возвысился от бессознательного предчеловеческого существования до человеческого». Указано противоречие, приведена характеристика 2 Указано противоречие ИЛИ Приведена характеристика 1 Ответ неправильный. 0 2 Максимальный балл 10. Автор считает, что «акт свободы прямо связывается с началом человеческого мышления». Приведите не менее трех примеров исторических связи мышления с проявлением свободы человека. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются Баллы иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры: - в эпоху Реформации протестанты отстаивали свои религиозные взгляды в борьбе с католической церковью; - М.В. Ломоносов, занимавшийся исследованиями в различных областях науки, боролся против невежества, насаждаемого деятелями православной церкви: - декабристы во имя реализации своих проектов переустройства общества подняли восстание; - А.Д. Сахаров пошел на конфликт с властью, отстаивая свои взгляды на свободу человека. Могут быть приведены иные уместные примеры. Приведено три примера 3 Приведено два примера 2 Приведен один пример 1 Ответ неправильный 0 3 Максимальный балл 11. В тексте содержится положение: «Человек отделился от природы: став «индивидом», он [человек] сделал первый шаг к тому, чтобы стать человеком». Имеет ли место аналогичный процесс в жизни каждого человека? Приведите три положения, характеризующие содержание этого процесса. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются Баллы иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: да, в жизни каждого человека происходит аналогичный процесс Ответ может быть приведен в иной формулировке. 2) положения, характеризующие содержание процесса: - становление и развитие человека связано с осознанием им самого себя и своих возможностей; - качества человеческой индивидуальности раскрываются в процессе свободной деятельности; - становление человека связано с осознанием человеком ответственности за свои действия. Могут быть приведены иные уместные положения 20 Дан правильный ответ, приведены три положения 3 Дан правильный ответ, приведены два положения 2 Дан правильный ответ, приведено одно положение 1 Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. 0 ИЛИ Ответ неправильный. 3 Максимальный балл 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов культуры, и одно предложение, раскрывающее особенности художественной культуры. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются Баллы иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: Культура - процесс активной творческой духовной деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия. 2) одно предложение содержащее информацию о критериях выделения типов культуры, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов культуры. 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса раскрывающее особенности художественной культуры, например: Художественная культура - это одна из специализированных сфер духовной культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах. Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности художественной культуры. Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием 3 задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием 2 задания составлено(-ы) предложение(-я). содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом 1 раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при 0 любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный 3 Максимальный балл 21 22