РП_ПЛ_Развивай-ка

2

1. Пояснительная записка
Программа курса дополнительных платных образовательных услуг «Развивай-ка»
предназначена для подготовки детей 6-7 лет к школе.
Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
 Приказа Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Устава МБОУ СОШ №1 Невьянского ГО;
 «Положения о дополнительных платных образовательных услугах МБОУ СОШ №
1Невьянског ГО»
Курс «Развивай-ка» готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Курс «Развивай-ка» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его
физических,
социальных
и
психологических
функций,
необходимых
для
систематического обучения в школе.
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше
проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не
подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто
отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. В настоящее
время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего
поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им
универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований
нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей
системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между
дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является пред
школьная подготовка.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации,
вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Актуальность курса.
Курс «Развивай-ка» направлен на решение вопросов выравнивания стартовых
возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей,
затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа курса не
2

3

допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование
ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный
переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой
смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от
игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность программы
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества
учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом
неуспеваемости,
школьных
неврозов,
повышенной
тревожности
является
неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго
закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для
ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным
условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более
неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и
психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские
дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой
нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и
заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Наибольшие
трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно
большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную
пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать чтото новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения
начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального
общего образования.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет
собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс,
объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки,
стимулирующие познавательные интересы. Программа курса «Развивай-ка» разработана
на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и
рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и
комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого
становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Программа базируется на следующих принципах:
• непрерывности развития ребенка;
• общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и
способностей;
• развития творческих способностей у детей;
• развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности,
как активного субъекта познания;
• развития и укрепления здоровья личности;
• развития духовно-нравственных убеждений личности;
• развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и
3

4

развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются
развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой
личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного
мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат:
развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие
упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Сроки реализации программы Программа реализуется в течение 4 месяцев.
Обучение детей рассчитано на 17 учебных недель, общее количество учебных часов –51 .
Формы и режим занятий
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
• продолжительность занятий - 30 минут;
• форма проведения занятий - групповая;
• начало занятий - 03 февраля текущего учебного года;
• окончание занятий – 25 мая текущего учебного года;
• режим занятий: 1 раз в неделю (среда) .
Ожидаемые результаты
• обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
• развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
• формирование
его
готовности
к
систематическому
обучению.

4

5

2. Общая характеристика курса «Развивай-ка»
Цель
курса – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям.
Основные задачи курса:
 сохранение и укрепление здоровья ребёнка;
 развитие личностных качеств;
 формирование ценностных установок и ориентаций;
 развитие творческой активности;
 формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
 развитие эмоционально-волевой сферы;
 развитие коммуникативных умений;
 развитие умений действовать по правилам.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Программа курса «Развивай-ка» предлагает систему адаптационных занятий и состоит
из следующих курсов:
 «Грамотейка»
 «Посчитаем- поиграем»
 «Посмотри внимательно на мир»
Адаптационные занятия организуются на базе МБОУ СОШ № 1 Невьянского ГО и
имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана
на 17 недель. Общее количество занятий – 51.
Количество занятий в неделю:
Название курса
«Грамотейка»
«Посчитаем - поиграем»
«Посмотри внимательно на мир»
ИТОГО:

Число занятий в неделю
1
1
1
3

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит; владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми
и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы диалогической речью
5

6

и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и
произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая,
социальная и психологическая готовность к школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии
здоровья ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе
физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить нагрузки, связанные
с систематической учёбой.
Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым формам
общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребёнка появляется
самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического
развития ребёнка и уровнем развития качеств, необходимых для учения. В возрасте 6—7
лет у ребёнка возникает новая структура переживаний, при которой он начинает
понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я злой» и т. д.
Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда вытекают некоторые
особенности, характеризующие кризис 6—7 лет. Также кризис связан с потерей детской
непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей деятельности, одним из
критериев психологической готовности будет появление позиции школьника. В этом
смысле проявление кризиса 6—7 лет является одним из показателей готовности ребёнка к
школе.
Курс «Грамотейка» помогает практически подготовить детей к обучению чтению,
письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее
развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного
изучения русского языка.
Курс «Посчитаем-поиграем» направлен на развитие умений проводить
наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его
существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства,
делать выводы.
Курс «Посмотри внимательно на мир» направлен на коррекцию и развитие
накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе
подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные
эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о
предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике.
«Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях
окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

6

7

3. Планируемые результаты освоения курса «Развивай-ка»
В ходе освоения содержания программы курса «Развивай-ка» предполагается
обеспечение условий для достижения обучающимися следующих метапредметных
результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации;
установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции
и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к
школьному обучению.
Ребенок сформирует умение :
 внимательно слушать литературные произведения;
 называть персонажей, основные события;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
 пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
 составлять элементарный рассказ по серии картинок;
 обсуждать нравственные стороны поступков людей;
 участвовать в коллективных разговорах;
 использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
 различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по
размеру;
 считать от 1 до 10 и в обратном направлении;
 определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
 ориентироваться в пространстве;
 ориентироваться в тетради в клетку;
 выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность получит возможность сформировать умение:
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
 различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
7

8

 различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные песенки, потешки);
 устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
 присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Формы подведения итогов реализации курса «Развивай-ка»:
•
проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
•
итоговая выставка творческих работ детей.
Способы определения результативности курса «Развивай-ка:
•
наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями;
•
формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста;
•
взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с
помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению
программы, выступают педагоги, ведущие занятия в ходе реализации курса, и педагогпсихолог.

4. Содержание курса дополнительных платных образовательных услуг
«Развивай-ка».
4.1.Курс «Грамотейка»
Курс «Грамотейка» помогает практически подготовить детей в возрасте 6 – 7 лет к
обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на
общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного
изучения литературного чтения в школе.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие),
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне
навыков связной устной речи детей.
В данном курсе прослеживается интеграция работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической
(ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам
и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям,
составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование);

8

9

— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных,
предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно
тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше
других?); повествования (пересказ, рассказывание).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их
словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает
к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в
начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие
читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач
современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому
развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы,
произведения различных видов искусства (музыка, живопись).
Возрастные особенности детей 6—7 лет обусловливают
необходимость
использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации
их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети
знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными
иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию
прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные
наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В
процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними
осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие
их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают
диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения,
не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного
и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В
процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных
произведений
происходит
интенсивное
многостороннее
развитие
ребенка:
интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей
формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является
основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение
воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную
отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений
художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по
формированию умения ребенка эмоционально осмысливать
художественное
произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к
произведению и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению
чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной
выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их
роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого
процесс освоения ими курсов «Литературное чтение» в начальной школе и «Литература»
в основной школе будет существенно затруднен. Непременным условием успешной
работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у
дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной
9

10

литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно
продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения,
представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие
возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные
литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки).
Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование
эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные
конкурсы).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению
(умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению
звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по
развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса,
выделение особо значимых слов);
— восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов,
пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных
действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые
средства — эпитеты, сравнения (без использования терминологии));
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на
определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее
назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению
значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия
«гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных
фишек.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое
значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры,
конструирование. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь
загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно»,
«Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на
заданный звук», «Угадай слово». Конструирование помогает детям осознанно
подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по
конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных
букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы.
Развитие и совершенствование устной речи
Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка
словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных —
человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и
переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание
детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной
10

11

речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении,
сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно
описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в
тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть.
Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие
сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи.
Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок,
рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание
рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к
самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном
этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые
ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение
правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное
понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые
ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки;
обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих
слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и
монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно,
логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его
эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки,
скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно
рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно
окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну) по
плану, предложенному учителем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие
речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие
сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание
сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к
самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок,
стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи
окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование
элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать,
а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной
гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию
устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков,
тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация
звука.
11

12

Подготовка к обучению чтению
Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам
литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на
слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический
слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в
предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение
артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение
менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать
правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным
произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и
согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать
гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова;
сопоставлять слова по звуковой структуре.
Учебно-тематический план по разделам:
№ п/п
1.
2.
3.

Наименование раздела
Чему учат в школе?
Буквы и звуки
Литературная страна

Количество часов
2
10
5
Итого: 17 часов

Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,
просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо,
быстро — медленно, весело — грустно;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая
дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на
собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а
помогающие собеседнику понять сказанное;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
12

13

— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Грамотейка».
(17 часов)
№

Дата

Тема занятия.

1.

Итак,
мы
начинаем…Чему
учат в школе?

2.

Про звонок и про
урок.
Семицветная
дуга.

3.

Знакомимся со
звуками и
буквами.

4.

Рисуем
бусы.
Развиваем
фонематический
слух.

5.

Дни
недели.
Слушаем сказку.
Развиваем
мелкую
моторику.

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
К-во
часов
познавательный
развивающий
аспект
аспект
Что
ждёт Развитие
1
внимания,
будущих
зрительной и слуховой
учеников в школе памяти,
логического
и зачем нужно мышления, воображения,
учиться.
конструкторских
способностей,
рефлексии.
Значение
Развитие
внимания,
2
школьного звонка мышления, смысловой и
и урока. Семь зрительной
памяти,
цветов
радуги. рефлексии.
Краткое
содержание
сказки В.Катаева
«Цветиксемицветик».
3
Развитие внимания,
зрительной и слуховой
памяти, мышления,
воображения,
фонематического слуха,
рефлексии
2
Порядок
Развитие
внимания,
расположения
мышления, зрительной
цветов
в памяти, фонематического
Российском
слуха,
речи,
флаге. Что такое воображения, рефлексии.
фонематический
слух. Рифма.
2
Что такое русская Развитие
внимания,
народная сказка? мышления, слуховой и
Популярные
смысловой
памяти,
герои
чувства
рифмы,
рус.нар.сказкок.
ориентации
в
История
пространстве,
возникновения
конструкторских
13

14

6.

7.

8.

названий
дней
недели. Упр. для
развития мелкой
моторики руки.
И снова сказка.
Авторская сказка.
Ещё
о Популярные
геометрических
герои авторских
фигурах.
сказок.
Точка,
линия,
прямая,
треугольник,
квадрат,
круг,
прямоугольник.

способностей, рефлексии

Развитие
внимания,
мышления, зрительной
памяти,
воображения,
ориентации
в
пространстве,
конструкторских
способностей, рефлексии

2

Развиваем
воображение
и
фантазию.
Трудные
задания
от
Василисы
Премудрой.
Развиваем речь.
Качества
характера.

Развитие
внимания,
воображения,
логического мышления,
слуховой и зрительной
памяти, чувства рифмы,
речи,
артистических
способностей, рефлексии
Развитие
внимания,
мышления, слуховой и
смысловой
памяти,
воображения,
ориентации
в
пространстве,
речи,
расширение словарного
запаса, рефлексии

2

Чем
отличается
воображение от
фантазии.
Василиса
Премудрая
–
героиня русских
народных сказок.
Антонимы – слова
«наоборот». Что
такое
характер.
Положительные и
отрицательные
черты характера.

3

Курс «Посчитаем - поиграем»
Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке детей
6 – 7 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих
психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.
Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование
начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных
способностей дошкольников.
Развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в
процессе работы с математическим материалом систематически будут включаться задания,
направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа,
разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных
обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления,
внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные
способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.
Программа «Посчитаем- поиграем» направлена на развитие умений проводить
наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные
14

15

и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы,
проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм
представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип
ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его
сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к
понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через
развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления
и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные
линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками, основные
свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный смысл арифметических
действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки «+», «-», «=»); геометрическая
(пространственные представления, простейшие геометрические фигуры и их прообразы в
окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов
и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из
бумаги); содержательно-логическая, построенная на основе математического материала
двух первых линий и создаёт условия для развития внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления детей.
В курсе «Посчитаем- поиграем» реализуется основная методическая идея — развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно
осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим
содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой
их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются: практический метод, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами,
предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики
способом познания окружающего мира – методом моделирования (работа с предметами и
группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков;
осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).
Более активное использование разнообразных дидактических игр математического
содержания позволяет не только углублять математические знания, но и способствует
формированию умений общаться с преподавателем, развивает навыки сотрудничества со
сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со
всеми, когда это необходимо.

15

16

Содержание программы курса
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более
предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, вышениже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный,
квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных
цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов,
геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннеекороче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному
правилу.
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри
фигуры, вне фигуры и др.)
Простейшие геометрические фигуры: точка, отрезок, круг, многоугольник
(треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие
многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника.
Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни
недели.
Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года. Их
последовательность.
Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют
месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение
времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько
же).
Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и
число.
Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие
первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду,
возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от
их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета
количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и
др.)
Десяток. Счет десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

16

17

Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание,
название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение
задач с опорой на наглядный материал.
Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче.
Формирование начальных представлений об универсальности математических способов
познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)
Учебно-тематический план курса «Посчитаем – поиграем» по разделам:
№
п/п
1
2
3
4

Наименование раздела

Количество часов

Величина
Ориентировка в пространстве
Геометрические фигуры
Количество и счет

4
4
4
5
Итого: 17 часов

Планируемые результаты:
В результате изучения курса по развитию математических представлений ребёнок
сформирует умение :
- различать геометрические фигуры,
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- соотносить цифру и число предметов,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- различать форму предметов,
В результате изучения курса по развитию математических представлений ребёнок
получит возможность сформировать умение:
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,
- называть части суток, время года, дни недели.
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на
плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо,
налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать
их;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат
числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложения и
17

18

вычитания;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в
окружающем мире.
Календарно-тематическое планирование курса
«Посчитаем- поиграем»
(17 часов)
№

1.

Дата

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
К-во
часов
познавательный
развивающий
аспект
аспект
2
Сделай
«так Сравнение
Развитие
внимания,
же»,
сделай предметов
по зрительной
памяти,
«по-другому»
различным
мышления, ориентации в
признакам.
пространстве,
расширение словарного
запаса, рефлексии
Тема
занятия.

2.

Найди «лишний Сравнение
предмет»
предметов
по
Анализ объекта. различным
признакам:
цвету,
форме, размеру и т.д.

3.

Представление о Понятия
«левопространственны право», «верх-низ».
х отношениях
(слева, справа,
вверх, вниз).

4.

«ближе»,
Представление о Понятия
пространственны «дальше».
х
отношениях
(слева, справа,
вверх,
вниз,
ближе, дальше).

5.

Установление
взаимнооднозна
чного
соответствия
предметов
(образование
пар).
Отношение

Понятия
«столько
же»,
«больше»,
«меньше».

18

Развитие
внимания,
зрительной
памяти,
мышления, ориентации в
пространстве, развитие
мелкой
моторики,
рефлексии
Развитие
внимания,
зрительной и смысловой
памяти,
логического
мышления, ориентации в
пространстве, развитие
мелкой
моторики,
рефлексии
Развитие
внимания,
зрительной и смысловой
памяти,
логического
мышления, ориентации в
пространстве, развитие
мелкой
моторики,
рефлексии
Развитие
внимания,
зрительной и смысловой
памяти,
логического
мышления, ориентации в
пространстве,
рефлексии

2

3

2

2

19

6.

«столько же».
Признаки
предметов.
Графический
диктант.

7.

Признаки
предметов.

8.

«Давайте
подумаем…»

Сравнение
предметов
различным
признакам.

Развитие
внимания,
по зрительной и смысловой
памяти,
логического
мышления, ориентации в
пространстве, мелкой
моторики, рефлексии
Понятия
«уже», Развитие
внимания,
«шире»,
«короче», памяти,
логического
«длиннее».
мышления, ориентации в
пространстве,
мелкой
моторики, рефлексии
Развитие
внимания,
Установление
памяти,
логического
закономерностей.
мышления, ориентации в
пространстве,
мелкой
моторики, рефлексии

2

2

2

Курс «Посмотри внимательно на мир»
Курс «Посмотри внимательно на мир» нацелен на развитие у детей универсальных
предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных
способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская
деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок
учебной деятельности - умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию
творческих способностей детей, логическим действиям.
Цель программы: Развитие у детей универсальных предпосылок учебной
деятельности, познавательных
интересов и интеллектуальных
способностей,
формирование основ безопасности жизнедеятельности и
Содержание курса «Посмотри на мир»
Времена года
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки.
Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных
связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь
растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров
положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или
Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного
и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на
скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Наши друзья животные
Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы
собак. Рисование своего домашнего питомца.
19

20

Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с
помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление
модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или
макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для
жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление
связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание
изображений «спрятавшихся» рыб.
Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего
природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков,
взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке
увеличения (уменьшения) размеров.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и
в природе (с помощью атласа-определителя).
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним.
Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на
наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики».
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Окружающий мир и наша безопасность
Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми.
Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для
человека объектах и ситуациях.
Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира
транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при
контактах с незнакомыми людьми.
Учебно-тематический план по разделам
№ п/п
1
3
5

Наименование раздела
Времена года
Наши друзья – животные
Окружающий мир и наша безопасность

Количество часов
3
7
7
Итого: 17 часов

Планируемые результаты:
В результате изучения курса « Посчитаем – поиграем» ребёнок
получит
возможность сформировать умение :
 владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по
образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
 распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять
в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их
признаки;
20

21

 применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых
познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной
деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;
 проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для
человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного
движения и безопасного поведения в мире природы;
 проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению,
соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Календарно- тематическое планирование занятий
«Посмотри внимательно на мир»
(17 часов)
№ Дата
Тема занятия.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
К-во
часов
познавательный
развивающий
аспект
аспект
1.
Времена
года: Отличительные
Развитие внимания,
2
осень, зима.
особенности осени и мышления, слуховой
зимы как времён года. и зрительной памяти,
воображения,
фонематического
слуха, чувства рифмы,
речи,
конструкторских
способностей,
рефлексии
2.

Времена
весна, лето.

года: Отличительные
особенности весны и
лета как времён года.

3.

Размеры предмета. Сравнение предметов
Геометрические
по
различным
фигуры.
признакам:
длине,
ширине, толщине,
глубине,
высоте.
Точка, линия, прямая,
треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник.

4.

Домашние и дикие Разнообразие
домашних животных,
животные.
их роль в жизни
человека.

21

Развитие внимания,
мышления, слуховой
памяти, ориентации в
пространстве,
воображения,
фантазии, рефлексии
Развитие внимания,
мышления,
зрительной
памяти,
воображения,
ориентации
в
пространстве,
рефлексии,
расширение
словарного запаса.
Развитие внимания,
мышления,
смысловой и слуховой
памяти, воображения,

2

3

3

22

Разнообразие
животных.

5.

Предмет
в
пространстве, их
взаимное
расположение.

6.

Внешний
вид
ученика. Эстафета
занимательных
заданий.

7.

Трамвайчик
«Первоклашка».
Тестируем
и
тренируем
внимание
и
мышление.

8.

Тестируем
и
тренируем память
и мышление.

диких конструкторских
и
артистических
способностей, речи.
чувства
рифмы,
фонематического
слуха, рефлексии
Место предметов в Развитие внимания,
пространстве,
их логического
взаимное
мышления,
расположение,
воображения,
направление
фантазии, ориентации
движения.
в
пространстве,
конструкторских
способностей,
рефлексии
Необходимость
Развитие внимания,
соблюдения
логического
элементарных правил мышления, слуховой
гигиены.
и зрительной памяти,
быстроты
реакции,
фонематического
слуха,
конструкторских
и
артистических
способностей, чувства
рифмы, воображения,
фантазии, рефлексии
Тесты на определение Развитие
внимания,
объёма внимания и мышления,
памяти,
его концентрации, на быстроты
реакции,
определение умения речи, рефлексии.
различать
существенные
и
несущественные
признаки предметов и
умение
исключать
лишнее понятие из
группы однородных.
Тесты на определение Развитие внимания,
уровня
развития памяти,
быстроты
слуховой
и реакции, мышления,
зрительной памяти, воображения,
на
определение фантазии, рефлексии.
умения устанавливать
логические связи и
отношения
между
22

3

2

1

1

23

понятиями и умение
обобщать.

5. Учебный план курса «Развивай-ка»
Учебные занятия
Грамотейка
Посчитаем поиграем
Посмотри
внимательно на
мир
Всего по
учебному плану

Количество часов в неделю
1 группа
2 группа
1
1

Всего за курс
17

1

1

17

1

1

17

3

3

51

6.Учебно – календарный график
Месяц

февраль

март

апрель

май

Занятия

Количество

Грамотейка
Посчитаем поиграем
Посмотри
внимательно на мир
Грамотейка

Всего за месяц

1
1
1

12

1
1

Посчитаем поиграем
Посмотри
внимательно на мир
Грамотейка
Посчитаем -поиграем
Посмотри
внимательно на мир
Грамотейка

1

Посчитаем -поиграем
Посмотри
внимательно на мир

Всего за курс

15

1
1
1

12

1
1
1

12
51

7. Промежуточная аттестация
Курс «Развивай- ка» предполагает проведение промежуточной аттестации в форме
тестирования. Будущий первоклассник должен знать
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст и дату рождения.
3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
4. Фамилию, имя, отчество родителей.
5. Профессии мамы и папы.
23

24

6. Определять время по часам.
7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
8. Погодные явления.
9. Основные цвета.
10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты,
ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать
графический диктант.
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ,
составить рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать
геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный
счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
22. Знать понятия "больше, меньше, поровну".

Экспресс-тест (промежуточный) в картинках на определение
готовности к школе.

24

25

После проведения всех занятий проводится итоговая педагогическая диагностика, для выявления
уровня подготовки будущих первоклассников к успешному обучению в первом классе.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики
является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего
диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить,
получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить
достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе. Поэтому даже при оказании
помощи ребёнку основной целью учителя должно стать не обучение определённому
действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребёнку в процессе
выполнения работы.
Педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа.
Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им
рабочих листах.
Второй этап - индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за
деятельностью одного ребёнка и фиксирует его устные ответы.
25

26

Ценность группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной
экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в
непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то
же время, нельзя ограничиваться только групповой работой, т.к. целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно
выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового
обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребёнок
может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить
такие результаты, предложив ребёнку в индивидуальной беседе ряд дополнительных
вопросов.
Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового,
чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и
познакомиться с медицинской картой ребёнка. Результаты выполнения групповой и
индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования ( см. ниже).
При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться
следующих правил:
1. Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно
превышать 10-12 человек.
2. На каждой парте сидит один ребёнок, для которого должны быть заранее подготовлены
рабочие листы и набор карандашей: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой.
3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким
образом, необходимо предупредить родителей заранее.
4. Рассаживая детей по местам, необходимо обратить особое внимание на тех, кто плохо
видит или слышит.
5. Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду
вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже
начала читать следующее, то нужно оставить это задание и сразу перейти к работе над
новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание."
6. Каждое задание даётся в точном соответствии с инструкцией, никаких слов "от себя"
добавлять не нужно.
7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить
текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.
8. Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство
детей (более 75 %) закончили выполнение предыдущего.
9. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трёя минут. При переходе
к чтению следующего задания следует предупредить! детей об этом словами: "Слушайте
следующее задание".
10. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую
паузу (физминутку).
11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут
(с учётом 3-5-минутной паузы).
12. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать
своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить
оценочных суждений, почаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!", "Я вижу, у
вас всё замечательно получается!".
Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в
себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого
развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе
группового обследования.
При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:
1. После проведения 1-го этапа педагогической диагностики проанализировать рабочие
листы всех детей и определить вероятностную причину каждой ошибки.
26

27

2. Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует
спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше - если родители подождут за
дверью, или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при
собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не
подсказывали, не комментировали ответы своего ребёнка, не делали ему замечаний.
3. Приглашая ребёнка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность
освоиться в новой обстановке.
4. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы
ребёнка не могли слышать другие дети.
5. Данные индивидуальной педагогической диагностики - результаты выполнения заданий
и уровень оказанной ребёнку помощи - необходимо сразу же заносить в протокол
обследования.
6. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15-20
минут.
В ходе обследования, после выполнения каждого задания выставляется
количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются
замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого
ребёнка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно
достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительномоторные координации, фонематический слух и т.д.) даётся несколько заданий. Каждое
задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.
Оценивание выполнения заданий построено с таким расчётом, чтобы обеспечить
единство количественных и качественных показателей.
3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка
по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к
обучению. Это значит, что при обучении в 1-м классе для поддержания познавательного
интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть
систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углублённую программу
обучения. *
2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов
по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребёнка к обучению.
Дети, получившие такие оценки, в 1-м классе будут справляться с большинством заданий
самостоятельно, либо с незначительной помощью учителя.
1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе.**
* Материалы подобного рода содержатся в тетрадях "Я учусь писать и читать","Я учусь
считать". М. Изд. центр "ВентанаТраф", 2001.
** Система работы с этими детьми подробно изложена в книге Беседы с учителем. Первый
класс четырёхлетней начальной школы". Беседа "Чтобы не возникли трудности"
М.:Изд.центр"Вентана-Граф", 2001.
Данные педагогической диагностики не могут, конечно, раз и навсегда решать вопрос
о языковых, математических и общих способностях ребёнка. Специально продуманная
система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребёнка. Вместе с тем,
педагогическая диагностика позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития
ребёнка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо
применить для ликвидации пробелов в его развитии.

27

28

Диагностическое обследование,
определяющее готовность детей к школьному обучению
1 этап - фронтальное обследование
Задание 1.
Цель: выявить умение передать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную
фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет
судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы,
не округляя их.
Текст задания: "Посмотрите сюда" (указывается рисунок к заданию)."Здесь вы будете
выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих
листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель
обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания.
3 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами
фигуры в основном сохранены.
2 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не
все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если:
общая форма фигуры схвачена хорошо,
но пропорции между элементами фигуры
существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
1 балл - Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма
фигуры схвачена плохо.
0 баллов - Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая
линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок"-" в дополнение к
баллу
Задание 2.
Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).
Вместе с тем проверить умение пересчитывать клеточки.
Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой части листа" (указывается
место для выполнения задания). Внимательно слушайте и аккуратно выполняйте задания:
1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую
закрасьте красным карандашом.
2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и
третью закрасьте синим карандашом.
3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну
клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую
закрасьте желтым карандашом."
Оценка выполнения задания.
3 балла - все выполнено верно;
2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;
1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении,
счёте, начале отсчёта);
0 баллов - задание не выполнено;
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-".
Задание 3.
28

29

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; в
соответствии с правильным пониманием текста задачи перейти от числа к соответствующему
конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для
выполнения задания № 3)."Посмотрите на свои листки. Внимательно слушайте и аккуратно
выполняйте задания".
1. На полянке играют три девочки и два мальчика. Сколько детей играют на полянке?
Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно
повторить).
2. В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте
столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).
Оценка выполнения задания:
3 балла - выполнены верно обе задачи;
2 балла - одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число
кружков или квадратов неверное;
1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
0 баллов - есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов
неверное.
Задание 4.
Цель: выявить интуитивные топологические представления, понимание терминов
"внутри", "вне"; выявить способности правильно понимать высказывание, например:
"Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Текст задания: "Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник). "Я
начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника). "Я отметил точку внутри
треугольника" (Отмечает точку вне треугольника). "Я отметил точку вне треугольника."
"Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4). На своих листках
найдите круг, найдите квадрат и выполните задания:
1) Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата
2) Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3) Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри
круга и внутри квадрата.
4) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне
квадрата."
Оценка выполнения задания
3 балла - все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания;
1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;
0 баллов - задание не выполнено.

Задание 5.
Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов; выявить способ
сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и
треугольники" (указывается рисунок к заданию 5). Чего больше: кругов или треугольников?
Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то
нарисуйте еще один треугольник.
Оценка выполнения задания:
3 балла - сравнение проведено верно;
0 баллов - сравнение проведено неверно.
Задание 6.
Цель: выявить умение классифицировать; умение находить признаки, по которым
29

30

произведена классификация.
Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка"(указываются рисунки к заданию 6 ).
"На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы
ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию."
Оценка выполнения задания:
3 балла - линия проведена правильно (к зверям);
0 баллов - задание не выполнено.
Задание 7.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания: "Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними
есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если
в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка
"солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит нужно зачеркнуть кружок. А теперь
приступайте к самостоятельному выполнению задания."
Оценка выполнения задания:
3 балла - правильное выполнение задания;
2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения
других звуков нет;
1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з]);
0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [с] - [з], [с] - [ц], [с] - [ш] или полное
непринятие задания.
Задание 8.
Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения
количества звуков в слове.
Текст задания: "Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки.
Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове
три звука. Эту картинку соедините линией с домиком."
Оценка выполнения:
3 балла - правильное выполнение задания;
2 балла - отмечено слово «волк»;
0 баллов - задание не выполнено или отмечено слово «утёнок»
II этап - индивидуальное обследование.
Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором
ребёнок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребёнка
записываются на этом листе рядом с заданием.
Задание 5- И.
Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 в групповой работе, ему необходимо
повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»
Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть
треугольник, а в этом - нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к
формулировке задания. В этом случае нужно сразу изменить оценку, полученную в ходе
группового обследования (ставится 2 балла).
В случае неправильного ответа или его отсутствия, необходимо дать ребенку более
простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить "Чего больше, кругов
или треугольников?"
Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной
оценки ставится 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение - ставится 1
балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.
Задание 6 - И.
Если ребенок ошибся при выполнении задания № в во фронтальном обследовании,
30

31

необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса "Почему ты провел
линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит. «Я ошибся! Надо было провести
линию от белочки к зверям», вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо
провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа. «Белка не птица» (или другого
ответа, связанного с существенным признаком классификации) изменяете оценку,
полученную в ходе группового обследования (ставится 2 балла).
Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке
было по 5 предметов», или «Птицы и белки живут на деревьях») вы изменяете оценку (0
баллов), полученную в ходе группового обследования и ставите 1 балл. Если ребенок не
может объяснить своих действий, оценка не изменяется.
Задание 7 - И.
Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении
картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.
1) Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».
2) Вернуться к заданию Ns 7 групповой работы и показать картинки, названия
которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с],
покажи эту картинку».
Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в
начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты
пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть звук [с]
или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.
Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с) картинками,
названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш],
нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние;
сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить - есть звук [с]
или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно
выделяются звуки [с], [з], [ш].
Если ребёнок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и
конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным
выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.
Если ребёнок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не
различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии
образца учителя, ставится 1 балл. О баллов ставится за отсутствие дифференциации звуков
[ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания.
Задание 8 - И.
Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием № 8, предлагается
дополнительное задание «В слове "мак" три звука. Я скажу слово и покажу, где "живёт"
каждый звук». Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового
состава слова.
Затем учитель предлагает ребёнку назвать каждую картинку к заданию Ms 8 (жук,
волк, утёнок) и сказать, какое из слов живёт в этом домике.
Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое
слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово
живёт в этом домике?».
Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового
обследования изменяется (ставится 2 балла).
Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл,
если не справляется с заданием - оценка не изменяется (ставится 0 баллов).
Данные педагогической диагностики позволят Вам с первых дней знакомства с
ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения
31

32

с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить
тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.

32

33

Бланк обследования
Учитель
Дата
№

Ф.И.
обучающегося

Месяц,
год
рождения

1

2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

33

3

4

5

6

7

8

Всего

Примечания*

34

34

35

35

36

36

37

37

38

38

39

7.Материально-техническое обеспечение курса
Учебное и методическое пособия для учителя
1. Волкова С.И. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. –
М.: Просвещение, 2015.
2. Плешаков А.А. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М.: Просвещение,
2015.
3. Федосова Н.А. «От слова к букве» Пособие для детей 5 – 7 лет в 2-х частях. –
М.: Просвещение, 2015.
4. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. «Программа по подготовке к школе
детей 5 – 7 лет». М.: Просвещение, 2015.
5. Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к
программе «Преемственность». М.: Просвещение, 2015.

Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер.
4. Мультимедийная установка.
5. Аудиоцентр.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.
9. Модель весов и набор гирь.
10. Модель часов.

Оборудование класса
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, полки для книг, дидактических материалов,
пособий, учебного оборудования и пр.

39

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».